С 26 января по 15 февраля 2023г. прошла неделя выставки работ учащихся художественного отделения преподавателей Елены Монгушовны Сынаа, Айыран-Санаа Демир-ооловны Чап и Белека Александровича Кужугет.
Уроки композиции в Детской школе искусств воспринимаются детьми с большим энтузиазмом, чем другие предметы. И это неслучайно, ведь уроки композиции дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать, равно как и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи — все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал. Дети любят фантазировать, ведь для них это игра и развлечение. Однако фантазия выполняет разные функции, которые на первый взгляд не так очевидны. Обсуждая с ребенком его фантазии, вы сможете понять, что чувствует ребенок, помочь ему преодолеть трудности и научиться вести себя в реальном мире.
Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развитое воображение обеспечивает мощный творческий потенциал в будущем. Именно уроки композиции в художественной школе помогают детям развивать свое воображение, а также открывают взрослым путь в страну собственной фантазии...
Для учащихся 1 классов педагог провела занятия на тему: «Школьник и дошкольник». Обучение в школе это важный период, который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Свойственные дошкольникам, беспечность, беззаботность сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей. Поэтому необходимо помочь ребёнку адаптироваться в школьной среде. Педагог разъяснила детям разницу между статусом школьника и дошкольника, рассказала о правах и обязанностях школьника и дошкольника, закрепила знания о правилах поведения в школе.
Также для 7 классов проведена лекция с использованием видеоролика на тему: «Профилактика суицида в среде школьников». Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства: изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя), безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя). Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. На уроках педагог-психолог развивала коммуникативные умения учащихся: развитие жизнеустойчивых позиций у подростков, активизировала подростков к продуктивному мышлению, анализу.
Ученики 8 классов участвовали в тренинге «Психологическая подготовка к ВПР», где отработали навыки психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. Педагог-психолог обучила способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу; волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
14 февраля в актовом зале республиканской школы искусств проведен класс-концерт преподавателя хореографического отделения Долгармы Хензиг-ооловны Кужугет. В зале присутствовали коллеги, родители, учащиеся других отделений, а также гости из Чеди-Хольского кожууна, учащиеся и педагоги-хореографы.
На концерте были показаны знания и навыки исполнительства по предметам «Ритмика» и «Народно-сценический танец». Красочное оформление сцены способствовало отражению тематики мероприятия: разноцветные платки символизировали характер русского танца, а лучики из разных цветных ленточек - танцы других народов. Воспитанники 2 класса, изучающие ритмику показали ритмические упражнения, а зажигательный танец «Мы-вместе» привел зрителей в восторг. Ученики старших классов с воодушевлением выступили, показав этюды в характерах разных народностей. Особые впечатления оставили у зрителей танцы «Цыганский», «Тарантелла», «Аварский», «Венгерский», а также основные упражнения.
Заслуженный работник культуры РФ и РТ Мария Монгушовна Лопсан преподает предмет «Общее фортепиано» учащимся хореографического отделения: Шынгыраа Монгуш и Айрата Кызыл-оол блистательно исполнили пьесы на фортепиано.
Завершилась встреча задорным танцем «Русский перепляс». Хочется отметить тщательную подготовку учеников, ответственность молодого, перспективного педагога Д.Х.Кужугет, а также концертмейстеров М.М.Лопсан и О.С.Сендажы. Класс-концерт оставил незабываемое впечатление у зрителей и участников мероприятия. Сценарий данного класс-концерта подготовила и провела Ветеран школы М.М. Лопсан.
13 февраля прошёл класс-концерт преподавателя хореографического отделения Шорааны Сарыг-ооловны Ховалыг.
Концерт состоял из 12 номеров, которые включали: гимнастику, танец, бальный танец, классический танец и танцы детского хореографического ансамбля "Сайзанак". Кроме танца ученики хореографического отделения играли на фортепиано и на гитаре.
Нужно отметить, что все учащиеся с интересом и полной ответственностью отнеслись к подготовке концерта. Выходили на сцену серьёзно настроенные. Детям и родителям очень понравился концерт!
Сегодня в нашей школе состоялась встреча с Байлак Вадимовной Монгуш Заслуженной артисткой РТ, музыкантом, известной барабанщицей. Музыкальная карьера началась с 2006 г. Работала в Красноярской краевой филармонии, в Тувинском национальном оркестре, была художественным руководителем ансамбля "Медээ Хаан", играла в театре "Саяны", была участником этно-фьюжн группы "Хоомей бит", преподавателем Кызылского колледжа искусств и школы искусств им.Р.Д.Кенденбиля. В настоящее время работает преподавателем и артистом в военном оркестре Кызылского кадетского училища, играет в рок-группе "Уер".
На встрече Байлак Вадимовна рассказала почему она выбрала барабан: "Я почувствовала сильный интерес к барабанной установке когда училась в Красноярской академии музыки и театра. На барабанной установке играли старшекурсники в свободное от учебы время. Именно старшекурсник Игорь Полухин познакомил меня с этим инструментом, показал как играть на нем, как держать палочки. Я считаю его своим наставником..."
Байлак Вадимовна показала учащимся нашей школы упражнения при помощи метронома, рассказала о методах развития ритмического мышления. На встречу пришли также одноклассницы Байлак Вадимовны, выпускницы нашей школы 2003 г. и с удовольствием вспомнили свои школьные годы. В завершении встречи все пожелали детям отличной учебы, чтобы учащиеся с каждым днем улучшали свой талант, навык пения, силу голоса, исполнительское мастерство на музыкальных инструментах. Встреча прошла познавательно и интересно!
Чадаган и чанзы - это одни из самых древних музыкальных инструментов у тувинцев. Чанзы – трехструнный, а чадаган – многострунный щипковые инструменты. Тувинскими мастерами корпус чанзы изготавливается из лиственницы, а шейка и колки – из березы, дека – из кожи мелкого рогатого скота, обработанной также как и для игила и дошпулуура. Три струны настраиваются большей частью в кварту в диапазоне большой и малой октав. Звук извлекается щипком пальцев правой руки или плектром.
Популярность чадагана подтверждается многократными упоминаниями его в тувинском героическом эпосе, сказках, легендах, преданиях и народных песнях. На нем издавна хорошо играли как мужчины, так и женщины. Звучит чадаган мягко, сравнительно тихо и имеет разное количество ( 4, 6, 7, 8, 12) струн.
Юные музыканты показали свое исполнительское мастерство игре на национальных инструментах. Прозвучали как сольные, так и ансамблевые номера. Бурными аплодисментами поддержали детей их родители и родственники, которые приехали на концерт из дальних кожуунов республики.
Тимур Дыртык-оолович в 2011 году был назначен директором Республиканской основной общеобразовательной музыкально-художественной школы-интерната имени Р.Кенденбиля. За сравнительно небольшой период работы директором школы сделал очень многое: основал Международную детскую музыкальную лабораторию имени Константина Тамдына, которая ежегодно собирала на базе нашей школы более сотни детей со всех уголков Тувы, России и Монголии, а также расширил географию участия в международных конкурсах наших учащихся. В 2015 г. школа вошла в топ-50 лучших школ искусств России.
Его принципиальность и целеустремленность позволили ему стать авторитетным экспертом в сфере искусства, образования и в общественной деятельности. Его оригинальные методы работы с учащимися, особенности педагогических приемов в воспитании музыкантов применяются в педагогической практике нашей школы. Тимур Дыртык-оолович был требовательным и строгим педагогом для учащихся, учил максимально выкладываться, сопровождал и контролировал успеваемость, мог видеть всю цепочку развития своих учеников до профессионального музыканта.
«Учитель выполнил свою задачу, если он уже стал не нужен ученику. Это значит, что он его чему-то научил. Ученик усвоил это и пошел дальше» - говорил Тимур Дыртык-оолович.