Самым любимым и популярным праздником тувинцев является Шагаа - Новый год по лунному календарю. Глубокий смысл праздника заложен в самом его названии — Шагаа, который тувинцами воспринимается как «Шагның чаазы»— «Начало нового времени», т. е. нового цикла, новой жизни и нового года по лунному календарю. Традиции его празднования корнями уходят в древность. Шагаа - особый сакральный праздник, поэтому существует определенные традиции его подготовки и проведения.
- Бүдүү айы - последний месяц уходящего года (канун)
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года (белый месяц). Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.
В это время каждый человек и каждая семья должны основательно подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего аала (квартиры, дома, двора). Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясут на снегу, все старое выбрасывают. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько болезни и плохие мысли.Для духовного очищения принято посещать молебны или приглашать священнослужителей на дом для очищения и освящения домашнего алтаря. Все помыслы и деяния, совершенные в белый месяц, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно взращивать в себе добродетельные помыслы. Также принято просить прошения и прощать самому. Запрещается проливать кровь животных, употреблять алкоголь. Таким образом, главное назначение бүдүү айы – очищение внешнее и духовное.
Подготовка блюд к Шагаа. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем). К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай - молочный чай, саржаг - топленное масло, өреме - молочная пенка, быштак - пресный и прессованный сыры, курут - разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам и зажигали лампаду. Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр.
Новогоднюю пищу тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. А в канун Шагаа совершалось үүже бузар – вскрытие ранее спрятанного до зимы хырбача.
2. Бүдүү хүн – Последний день уходящего года (канун)
Последний день уходящего года называют бүдүү хүн. Как правило, до этого дня вся основная подготовительная работа к Шагаа должна быть закончена. В этот день запрещается делать грязную работу, рекомендуется следить за своим поведением, относиться друг к другу с большим почтением.
3. Шагаа хүнү – первый день наступившего года (день Шагаа)
Саӊ салыры. Под обрядом саң салыр в целом понимается ритуальный костер, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды.
Саң салыры делали следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливали три больших камня и на них устраивали жертвенный костер, на который кладут ветку можжевельника - артыш. Его используют во многих ритуальных действиях, поскольку ему приписывают особые свойства, главное из которых – очищение. На костер кладут артыш, затем белую пищу - чем үстүн или чем дээжизин — самую почетную и лакомую часть принесенной еды. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно обходили три раза жертвенник сан салыры произнося йөрээлдер – благопожелания и просили благополучия в наступившем году.
Во время отсутствия мужчин, женщины совершали около своего жилища биче саң салыр – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага, окропляя землю молоком или чаем с молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.
Чолукшулга ёзулалы - это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз (у всех народов это жест отдавания), обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек – жизненным опытом. Таким образом, это философский жест обещания поделиться всем важным тем, что имеешь. А если учесть, что этим обещанием обменивались все жители Тувы, получалось, что все люди обещали каждый год помогать ближнему. При совершении чолукшууру все говорили: «Амыр менди!» – Мира Вам! И отвечали: «Сол менди!» – Мира и Вам тоже! Не приветствовали друг друга только супруги.
Кадак сунар езулал. Кадак является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего. Кадак сгибают и преподносят лицевой стороной на раскрытых ладонях. Сгиб должен быть обращен к себе, а сложенная открытая часть тому, кому он подносится. Это означает чистоту и открытость помыслов подносящего. Принимающий вытягивает руки в знак признательности и благодарности, затем аккуратно складывает его. Кадак никогда не вешают самому себе на шею, поскольку это знак уважения другого человека, а не самого себя. Возлагать кадак на шею имеют право только духовные наставники или аксакалы.
После наступления Шагаа и в течение наступившего ак ай - белого месяца принято оказывать почтение старшим, особенно пожилым, ходить друг другу в гости, общаться, играть национальные игры (кажык, тевек, шыдыраа, даалы, панчык, хендирбе сый шагары и т.д.).
https://tmgnews.ru/novosti/shagaa-traditsii-i-obychai-poriadok-provedeniia/
В школе проведены тематические классные часы "Противодействие попыткам по вовлечению подростков в террористическую деятельность" в 5-9 классах. классные руководители подробно разъяснили цели иностранных спецслужб по вовлечению подростков в террористическую деятельность и последствия для них.
Участились случаи рассылки сообщений в мессенджерах и социальных сетях с призывами к совершению террористических актов в торговых центрах и других местах с массовым пребыванием людей.
Важно помнить, что привлечением кандидатов на противоправные действия занимаются подготовленные, специально обученные люди. Они разбираются в психологии, свободно владеют технологиями манипуляций, могут использовать также технику нейролингвистического программирования (НЛП) или лёгкого гипноза.
Вербовщики внимательно изучают аккаунты в соцсетях, посты, комментарии и, найдя подходящую будущую жертву, вступают с ней в диалог. Легко определив слабые стороны собеседника, вербовщик начинает вызывать доверие, с ним хочется продолжить общение. По этой причине часто жертвами вербовки становятся те, кто ещё плохо ориентирован в жизни – подростки и молодёжь, переживающие какие-то проблемы в межличностных отношениях, в семье, и ищущие смысл жизни и поддержку в Интернете.
Родители могут заметить, что с подростком что-то не так – у него меняются интересы, он начинает говорить о других вещах, становится замкнутым, много времени проводит в Интернете и так далее.
Как обезопасить себя и своих близких:
Разрешите в соцсетях доступ к записям, фотографиям только для друзей.
Не добавляйте незнакомых людей в друзья.
Не откровенничайте в общедоступных пабликах, чатах, форумах.
Будьте бдительны, если незнакомец проявляет к вам настойчивый интерес, комментирует, ставит лайки.
Не соглашайтесь на «привлекательные» предложения подзаработать.
Перепроверяйте информацию, поступающую с незнакомых аккаунтов.
Сохраняйте осознанность.
В этой связи родителям необходимо быть бдительными, провести беседы с детьми и разъяснить несовершеннолетним опасность общения с незнакомыми людьми в сети Интернет и как реагировать на поступающие сообщения с призывами к противоправным действиям.
Законным представителям обязательно обращать внимание на поведение и новые интересы ребенка, в особенности, на выполнение им заданий, полученных в социальных сетях (так называемые челленджи), поддерживать контакты с друзьями и одноклассниками несовершеннолетнего, их родителями.
О каждом известном факте склонения ребенка к совершению террористического акта незамедлительно сообщать в правоохранительные органы!
Кроме звонка по телефону 102 при получении рассылки с призывами к терроризму следует:
зафиксировать переписку и идентификаторы,
предоставить информацию в правоохранительные органы,
заблокировать аккаунт и пожаловаться на него за спам и терроризм.
За призыв к совершению террористических актов предусмотрена уголовная ответственность.
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, в том числе совершенные в сети Интернет, наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет (статья 205.2 УК РФ).
За совершение террористического акта предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы от десяти лет вплоть до пожизненного лишения свободы (статья 205 УК РФ).
За содействие террористической деятельности (склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступления), вооружение или подготовку лица в целях совершения террористического акта предусмотрено наказание в виде лишения свободы от семи до пятнадцати лет (статья 205.1 УК РФ).
В социальных сетях и мессенджерах провокаторы склоняют россиян к терроризму и другим серьезным преступлениям. В rрyппe риска — подростки и молодежь.
Вовлекать юных граждан в террористическую деятельность злоумышленникам намного легче, чем заставить сделать нечто противозаконное зрелого человека. Личностная незрелость, отсутствие жизненного опыта, непонимание глубинных политических процессов сливается с излишней эмоциональностью, импульсивностью, желанием проявить себя, почувствовать свою принадлежность к rpyппe. В силу свойственной этому возрасту самоуверенности они чаще склонны считать, что могут не попасться правоохранительных органам и уйти от ответственности.
Большинство вербовщиков — тонкие психолога, обученные техникам и методикам воздействия на психику людей. Для вербовщиков не существует «грязных» методов — сгодится все, что может способствовать их делу. Спектр воздействия чрезвычайно широк: от психологических манипуляций и пропаганды до прямых угроз и шантажа.
Главным инструментом вербовки в террористские организации в современное время стали социальные сети и мессенджеры, основными потребителями контента которых является молодежь.
Для подростков и молодых людей свойственно вести свои страницы открыто, они чаще публикуют персональную информацию, демонстрируют те или иные свои взгляды, ярко реагируют на тот или иной политический или околополитический контент, при этом не всегда могут отличить фейковые новости от реальных.
Соцсети позволяют провокаторам свободно собирать интересующие их данные и еще на этапе планирования «вербовки» анализировать личные страницы потенциальных жертв, выбирая тех людей, которые демонстрируют активность, определенные политические, религиозные или иные взгляды, и в то же время не имеют четких личностных позиций.
- научить ребенка не отвечать на сомнительные предложения и сообщения в социальных сетях и быть подозрительным, если требуют сохранить тайну переписки (общения) и не сообщать родителям;
- спрашивать или аккуратно проверять с кем ведёт переписку ребёнок в личных сообщениям;
- обращать внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе;
- обращать внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в сети «Интернет», так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия;
- создавать семейные традиции, возможности для получения позитивных эмоций вне сети «Интернет» (путешествия, выставки, музеи, походы, праздники, творчество, хобби), комфортные условия проживания и позитивные взаимоотношения с ребенком;
- поддерживать контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителям.
- прежде чем репостить какую-то информацию в социальной сети, проверьте на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, вдруг она внесена в список запрещённых;
- сообщить в правоохранительные органы по телефону 102.
Конкурс «Учитель года» уже давно зарекомендовал себя как настоящий праздник профессионального мастерства и творчества людей одной из самых важных и нужных профессий.
С 13 по 17 января в ГБНОУ РТ «РШИИ им.Р.Д. Кенденбиля» прошли школьные этапы конкурсов профессионального мастерства «Учитель года – 2025», «Молодой специалист-2025».
На школьном этапе конкурса за звание «Учитель года — 2025» боролись 6 педагогов общеобразовательного цикла РШИИ.
Все они имеют разные квалификационные категории, различный стаж работы, но объединяет их преданность выбранной профессии, увлечённость любимым делом, желание качественно обучать и воспитывать своих учеников.
Победителем «Учитель года- 2025» признана Монгуш Шончалай Викторовна, учитель учитель начальных классов. Также диплом I степени «Молодой специалист-2025» присужден молодому специалисту Хаплак Солангы Эдуардовне, учителю начальной школы. Она будет представлять школу в отборочном этапе среди республиканских учреждений Конкурса «Молодой специалист – 2025».
Конкурс «Учитель года» стал для нас замечательной педагогической мастерской и напоминанием о том, что учитель - это тот человек, который как никто другой всю жизнь учится, развивается, совершенствуется как интеллектуально, так и профессионально. А любое развитие и движение вперёд заслуживает признания и награды. Теперь перед нами стоит задача не останавливаться в своём развитии, а продолжать работать над собой.
заместитель директора по УВР общеобразовательного цикла обучения Ондар Ш.И.
Посмотреть фотографии конкурса можно здесь https://vk.com/rshi_kyzyl?w=wall-154846974_4793
В рамках профилактических мероприятий школы для учащихся 8-9 классов Республиканской школы-интерната искусств им. Р.Д. Кенденбиля клинический психолог Республиканского СПИД-Центра Ховалыг Айлуна Айгеримовна провела беседу по профилактике СПИДа.
В ходе беседы школьники узнали о заболевании, путях заражения ВИЧ и мерах профилактики. Затем задавала вопросы о смертельном вирусе, его признаках, путях передачи и профилактике.
В заключение мероприятия школьники высказали мнение о том, что необходимо вести здоровый образ жизни, бережно относиться к своему здоровью и здоровью своих близких.
Советник директора по воспитанию (заместитель директора по ВР) Хомушку Ш.В.