Имя этого великого композитора, гениального пианиста и талантливого дирижера прозвучало как одно из самых крупных и ярких имен русского искусства. Рахманинову, как и многим его современникам была уготована нелегкая участь изгнанника. Покинув Россию, композитор потерял все, в том числе имение Ивановку, в которую вложил не только все деньги, но и душу. Даже весь свой музыкальный архив, все, им написанное, пришлось оставить.
Расставание с Россией стало для Сергея Рахманинова кровоточащей раной, оправиться от которой он не мог до последних дней.
Отъезд разделил его жизнь на две половины не только географически, но и творчески: за 25 лет в России композитор создал 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», «Литургию св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое. А уехав, на много лет замолчал. Всего в эмиграции он написал 6 произведений, причем 4 были начаты еще в России.
По природе замкнутый, чувствительный, склонный к депрессиям, он первое время за границей вообще не общался с иностранцами, окружил себя исключительно русскими людьми и на контакт с «внешним миром» практически не выходил. Ему было больно и тяжело.
Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую известность
В Америке ему предлагали место главного дирижера двух лучших американских оркестров, но Рахманинов решил отказаться от карьеры дирижера. Зато Америка рукоплескала ему как пианисту-виртуозу. Он играл превосходно! Вначале ему платили гонорары как обычным гастролерам — по 500 долларов за выступление. Но скоро стали платить 1000, 2000, 3000 долларов...
В 1922 году Рахманинов смог купить особняк на берегу Гудзона. И начал примерно треть своих заработков отдавать на благотворительность. А началось все с тех самых посылок с мукой и сгущенкой для знакомых и незнакомых — всех, кто попросит. О масштабах помощи, которую оказывал Рахманинов, знал только очень узкий круг лиц: личный секретарь, который переводил деньги, человек, который составлял списки нуждающихся, и члены семьи. Остальным маэстро казался замкнутым снобом, не стесняющимся задирать планку гонораров, подписывая очередные контракты. Знал бы кто, куда шли эти гонорары...
Рахманинов выступал на благотворительных концертах и в США, и в Европе, оплачивал учебу личных стипендиатов, помогал соотечественникам устроиться на работу, обеспечивал заказы художникам и скульпторам, покупал русскую живопись. Он входил в благотворительные организации, помогающие русским студентам-эмигрантам во Франции и Германии, передавал выручку от концертов на помощь бедствующим русским музыкантам, переводил деньги на конкретные адреса. Например, изобретателю Игорю Сикорскому.
Сикорский жил в Нью-Йорке и фактически нищенствовал. Самолетами в то время мало интересовались: в Америке был кризис. Свои первые самолеты Игорь Иванович конструировал буквально в курятнике. Денег не было совсем.
Однажды Сикорский оказался на концерте Рахманинова в Карнеги-холле. После концерта он в восторге прибежал за кулисы с цветами и... попросил помощи. Рахманинов его узнал, расчувствовался: «Я верю в вас и в ваш самолет и хочу помочь!» И, не раздумывая, подарил ему весь гонорар за свое выступление — 5000 долларов в конверте: «Вернете, когда сможете!»
Когда фашисты вторглись в СССР, Рахманинов поставил условие: весь сбор от каждого третьего концерта идет в фонд помощи Советскому Союзу.
Он по-прежнему не любил большевиков и не принимал советскую власть, но решил, что судьба его страны важнее идеологических разногласий.
28 июня 1941 года композитор обратился к русским эмигрантам: «Независимо от отношения к большевизму и Сталину, истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне одолеть агрессоров». В определенных кругах его даже прозвали «красным».
Остались свидетельства, что Рахманинов хотел побывать с благотворительными концертами в Ленинграде, Сталинграде и Москве. Он начал писать «Сталинградскую симфонию», собирался объявить о своем возвращении в СССР. Но... В 1943 году состояние здоровья Сергея Васильевича резко ухудшилось, врачи обнаружили рак.
В последние дни Рахманинов, редко приходя в сознание, просил жену читать ему сводки с русского фронта. И, узнав о победе под Сталинградом, прошептал: «Слава Богу!»
За несколько дней до своего семидесятилетия, 27 марта 1943 года он утром причастился и ночью, не приходя в сознание, тихо скончался.
«Я русский композитор, - говорил о себе Рахманинов,- моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка -детище моего темперамента, поэтому она -русская».
Материалы из журнала Фома.
12 - 17 марта, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, при поддержке Министерства культуры РФ, прошел Четвёртый международный конкурс исполнителей на ударных инструментах "DRUMTIME".
Монгуш Намзырай, ученик заслуженного работника культуры России и Республики Тыва, преподавателя Республиканской школы-интерната искусств по классу ударных инструментов Валерия Дыртый-оооловича Ондара стал лауреатом конкурса II степени.
Председатель жюри – заведующий кафедрой ударных инструментов в университете города Нови-Сада, профессор Небойша Йован Живкович (Сербия), после первого тура очень хвалил Намзырая, отметил как его лучшего ксилофониста конкурса и подарил ноты своих музыкальных сочинений.
Член жюри, преподаватель музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных и всероссийских конкурсов Михаил Лестов, признал в Намзырае перспективного исполнителя на ударных инструментов и пригласил после окончания школы в свой класс.
Поздравляем преподавателя Валерия Дыртый-оооловича Ондара и концертмейстера Менги Шолбановну Шомбул с успехом!
Санкт-Петербург всегда был культурной столицей России и наши конкурсанты с удовольствием сходили на концерт симфонической музыки, слушали Дворжака и Брамса в знаменитой питерской филармонии, побывали на концерт в джазовой филармонии. Очень сожалели, что не смогли попасть в Мариинский театр, билеты были раскуплены задолго до их приезда.
На фото: председатель жюри Небойша Йован Живкович с Валерием Дыртый-ооловичем и Намзыраем; с членом жюри Михаилом Лестовым; призы Намзырая - диплом лауреата, египетский музыкальный инструмент "Дарбука" и профессиональные барабанные палочки; на концерте в филармонии.
На Международной олимпиады по сольфеджио "ДоРеМиФаСольКа - 2023" в г. Москве отличилась Кан-оол Айслана - ученица преподавателя по классу музыкально-теоретических дисциплин Ураны Болат-ооловны Хомушку!
Айслана стала лауреатом I степени в олимпиаде по сольфеджио для 5 класса, а преподаватель отмечена Благодарственным письмом.
Ещё Урана Болат-ооловна, как педагог, приняла участие во всероссийском (с международным участием) конкурсе "Енисейские фанфары" на создание произведений для детского духового оркестра и была отмечена дипломом лауреата II степени и специальным дипломом за создание оригинального маршевого произведения для духового оркестра.
Вот комментарии Ураны Болат-ооловны к победам на конкурсах:
"..Айслана очень умная, усидчивая, с удовольствием с ней занимаюсь и буду дальше развивать."
"...Марш хорошо получился ещё благодаря огромным стараниям Азианы Анатольевны и наших детишек! Очень многое зависит от дирижёра и исполнителей! Мы то композиторы напишем свои мысли на бумагу, а дальше уж как прочтут и поймут…)))"
Замечательные достижения в копилку к 45-летию школы!
3 марта - 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского - Учителя с большой буквы, создавшего полную, основательную, хорошо приспособленную к нуждам практики теорию обучения и воспитания детей. Учащиеся нашей школы посетили школьную библиотеку «СОШ №1 им. Ю. А. Гагарина» с. Сарыг-Сеп где познакомились с биографией К.Д. Ушинского.
Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В их основу легли принципы постепенного и систематического развития ребенка. В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.
В рамках регионального конкурса для юных пианистов "Хогжумчугеш", в РШИИ им. Р.Кенденбиля были проведены мастер- классы и курсы повышения для преподавателей ДШИ РТ "Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано". Мастер-классы провела Елена Константиновна Нестерова, Заслуженный работник культуры Республики Хакасия, преподаватель высшей категории ДШИ им. А.А. Кенеля по классу фортепиано. Приняли участие учащиеся и преподаватели отделения специального и общего фортепиано.
Мария Монгушевна, чуткий педагог, преданный своему делу, знающий возможности каждого ребенка и беззаветно любящий детей. Все ее усилия направлены на развитие творческого потенциала учеников, поэтому её ученики принимают самое активное участие в различных конкурсах и олимпиадах всех уровней, где занимают призовые места. На протяжении всей педагогической деятельности Мария Монгушевна воспитала много талантливых детей, которые сейчас стали известными заслуженными артистами.
Мария Монгушевна, член Общественного совета ветеранов культуры и искусства при Министерстве культуры РТ, неутомимый общественник, активный участник ансамбля «Чечек-Саяны», который выступает с благотворительными концертами по всей республике. Благодаря ей школе присвоено имя тувинского композитора Ростислава Докур-ооловича Кенденбиля.
Всей жизнью и душой Мария Монгушевна Лопсан принадлежит детям, школе, из которой вышли и будут выходить лучшие люди Тувы, украшая талантами жизнь родного края. От всей души поздравляем Марию Монгушевну и желаем крепкого здоровья, радости, неиссякаемого вдохновения и творческих успехов!
На площадке РШИ прошла открытая научно-практическая конференция «Башкыга могейиг», посвященная Году педагога и наставника в России и 45-летию школы. Основными целями конференции стали популяризация наставничества и создание педагогического пространства для эффективной системы наставничества в школе.
Инициатором и модератором конференции была Заслуженный работник культуры РТ и первый выпускник школы Людмила Чигжит. Выпускники разных лет: Айланмаа Кан-оол, Кызыл-Маадыр Симчит, Марьятта Бадыргы, Лилия Дамбаа, Чодураа Серен-оол, Аяна Оюн и многие другие решили порадовать слушателей закулисной жизнью своих преподавателей. Они рассказали о Любови Николаевне, как о первом директоре, о Марии Монгушовне, чья роль в становлении школы неоценима. О руководителях школы, которые внесли большой вклад в развитие школы. О становлении художественного отделения вместе с Верой Никитичной Тедорадзе. О Конгар-ооле Борисовиче рассказал Игорь Кошкендей, о роли Башкы в воспитании хоомеистов в Республике Тыва, которые прославили горловое пение на весь мир. А какой интересный получился рассказ о Чечек Хереловне Осур из воспоминаний ее концертмейстера Натальи Лопсан. Марина Лопсан рассказала о преподавателе классического танца Галине Тока. Классный руководитель первого выпуска Клавдия Григорьевна сыграла большую роль в становлении сплоченности класса и в формировании мировоззрения своих учеников.
Каждый доклад нас вернул в наши минувшие дни. Захватывающие рассказы докладчиков имели свою динамику, кульминацию, чем захватили слушателей. В зале шли интересные споры, воспоминания о коллегах. Докладчики провели огромную исследовательскую работу. Каждый докладчик получил сертификат участника конференции. В целом конференция получилась жаркой и интересной. Это хорошее начало для старта года педагога и наставника в России. Для желающих ознакомиться с докладами выпущен сборник, который был передан в библиотеку школы.