Республиканская школа-интернат искусств им. Р.Д. Кенденбиля благодарит сыновей Ирбен-оола Доржуевича Тулуша - Хээлига Ирбен-ооловича и Буян-Маадыра Ирбен-ооловича, которые напечатали книгу своего отца и подарили нашей школе! Семь экземпляров пополнили библиотечный фонд школы, книги будут читать ученики и преподаватели, а нотные материалы будут использоваться в качестве педагогического репертуара.
По статистике, во время каникул увеличивается количество происшествий с участием детей. Это связано с присущим детям любопытством, наличием свободного времени, отсутствием должного контроля со стороны взрослых, слабыми знаниями о пожарной безопасности. Кроме этого, зачастую в экстремальной ситуации дети забывают, что делать и как себя вести.
24 марта, в преддверии весенних школьных каникул, в Республиканской школе-интернат искусств имени Р.Д. Кенденбиля сотрудники Управления надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кызылу и Кызылскому району Главного управления МЧС России по Республике Тыва провели Уроки безопасности.
На встречу пришли государственный инспектор по пожарному надзору по городу Кызылу и Кызылскому району старший лейтенант Монгуш Н. А. и дознаватель ОНД и ПР Копуш Е.О. Ребятам в очередной раз напомнили о тех опасностях, которые поджидают их в весеннее время года в помещении и на улице.
Чтобы освежить знания о правилах поведения при пожаре, номерах вызова экстренных служб, причинах возникновения возгораний, а также о сезонных рисках сотрудники начали беседу с диалога. Дети активно отвечали на заданные вопросы приглашенных гостей.
Сотрудники спасательного ведомства рассказали детям о средствах защиты пожарных, которые используются непосредственно при проведении работ по тушению пожаров и ликвидации аварийных ситуаций. Ребятам интересно было узнать о средствах индивидуальной защиты (СИЗ), которые позволят уберечь здоровье человека во время возгорания помещения, спасти его жизнь.
В процессе горения выделяется много ядовитых и токсичных веществ, которые моментально поражают дыхательные пути человека, вызывая удушье, обморочные состояния, смертельные исходы. Чтобы выжить в условиях горящего здания, человек должен сохранять способность нормально дышать и видеть происходящее перед собой.
Только в таком случае можно быстро покинуть горящее здание и найти в задымленном пространстве эвакуационный выход.
Родителям (законным представителям) необходимо запомнить ряд следующих рекомендаций, которые помогут предотвратить опасную ситуацию с огнем:
- не разрешайте детям пользоваться спичками и свечами в ваше отсутствие;
- маленьких детей не оставляйте одних рядом с открытыми работающими электроприборами, каминами или печами;
- спички, зажигалки всегда приобретайте сами. Не просите сделать это ребенка;
- следите за своими действиями. Иногда поступки взрослых бывают красноречивее любых слов и запретов;
- номера телефонов чрезвычайных служб заучите вместе со своими детьми наизусть;
- не проходите мимо, если обнаружили подростков, играющих с огнем или разводящих костер в отсутствии взрослых людей;
- расскажите, как нужно тушить различные виды возгораний;
- правила пользования отопительными и электроприборами ребенок также должен знать;
- покажите ребенку все возможные запасные или аварийные выходы, которыми можно будет воспользоваться в случае пожара
Что делать детям в случае пожара?
- Не пытаться спрятаться от огня в квартире.
- Не открывать окна.
- Позвонить по необходимому телефону (101, 01), четко сказать свой адрес, ФИО и что случилось.
- Обратиться за помощью к соседям.
- Выбираясь из дома, пользоваться только лестницей.
- При запертой двери нужно звать на помощь.
- Закрыть нос мокрой тканью или влажной салфеткой.
Также сотрудники МЧС особое внимание уделили теме безопасному поведению детей и взрослых на водоёмах в весенний период.
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки. Избежать происшествий можно, если соблюдать правила безопасности:
- Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 см в соленой.
- В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев и камыша.
- Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25 %.
- Прочность льда можно определить визуально: лёд прозрачный голубого, зеленого оттенка – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше. Лёд, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.
- Не отпускать детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах, коньках) без сопровождения взрослых.
Правила поведения на льду:
- Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
- При переходе через реку следует пользоваться организованными ледовыми переправами.
- При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
- Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
- Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу.
- На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 — 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.
- При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5–6 м).
- Замерзшую реку (озеро) лучше переходить на лыжах, при этом крепления лыж нужно расстегнуть, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держать в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
- Особенно осторожным нужно быть в местах, покрытых толстым слоем снега, в местах быстрого течения и выхода родников, вблизи выступающих над поверхностью кустов, осоки, травы, в местах впадения в водоемы ручьев, сброса вод промышленных предприятий.
- Если есть рюкзак, повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится.
- При рыбной ловле на льду не рекомендуется делать лунки на расстоянии 5-6 метров одна от другой. Чтобы избежать беды, у рыбака должны быть спасательный жилет или нагрудник, а также веревка – 15-20 м длиной с петлей на одном конце и грузом 400-500 г на другом.
- Надо знать, что человек, попавший в ледяную воду, может окоченеть через 10-15 минут, а через 20 минут потерять сознание. Поэтому жизнь пострадавшего зависит от сообразительности и быстроты действия спасателей.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: выходить на лед в состоянии алкогольного опьянения, прыгать и бегать по льду, собираться большим количеством людей в одной точке, выходить на тонкий лед, который образовался на реках с быстрым течением.
Что делать, если Вы провалились под лед?
- Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.
- Широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться с головой.
- По возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет Вас под лед.
- Попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно, откатится от кромки и ползти к берегу.
- Передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.
Оказание помощи пострадавшему, провалившемуся под лед:
- Вооружиться любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.
- Подползать к полынье очень осторожно, широко раскинув руки.
- Сообщить пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
- Если Вы не один, то, лечь на лед и двигаться друг за другом.
- Подложить под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползти на них.
- За 3–4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть веревку или шарф или любое другое подручное средство.
- Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.
- Осторожно вытащить пострадавшего на лед, и вместе с ним ползком выбираться из опасной зоны.
- Доставить пострадавшего в теплое (отапливаемое) помещение. Оказать ему помощь: снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухую одежду и укутать полиэтиленом (возникнет эффект парника).
- Вызвать скорую помощь – 112.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему:
- При попадании жидкости в дыхательные пути, пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить его животом на колено так, чтобы голова свисала к земле и, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких.
- Приступить к выполнению искусственного дыхания.
- Немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.
Время безопасного пребывания человека в воде:
- При температуре воды 24° С время безопасного пребывания: 7-9 часов.
- При температуре воды 5-15° С - от 3,5 часов до 4,5 часов.
- Температура воды 2-3 ° С становится не безопасной для человека через 10-15 мин.
- При температуре воды минус 2° С окоченение может наступить через 5-8 мин.
заведующая ВР Ондар Д.Д.
"GRAND MUSIC ART" XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ БОЛЬШОЙ ВИДЕОКОНКУРС СРЕДИ МУЗЫКАНТОВ
Оркестр русских народных инструментов Республиканской школы-интерната искусств им. Р.Д. Кенденбиля стал лауреатом II степени! Художественный руководитель Монгуш Е.Л.! Поздравляем Евгению Львовну и наш замечательный оркестр!!!
VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС "НАЙДАЛ 2022"
Результаты I тура
Номинация «Домра, балалайка, гитара»
II возрастная категория – до 12 лет включительно, обучающиеся в образовательных организациях дополнительного образования (ДШИ, ДМШ)
Дипломант – Сат Лев, 6 кл., гитара, преподаватель Кузьмина Кристина Николаевна.
Номинация «Духовые и ударные инструменты»
Дипломант – Донгак Долаан, 6 кл., кларнет, преподаватель Куулар Шончалай Шолбановна, концертмейстер Базыр Долаана Васильева.
Номинация «Фортепиано»
Дипломант – Кан-оол Айслана, 4 кл., фортепиано, преподаватель Хураккай Олимпия Владимировна.
"VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПО ФОРТЕПИАНО «ЕНИСЕЙ-KLAVIER"
Номинация «Фортепиано соло»
Дипломант – Местрикова Кристина, преподаватель Веденеева Л.В.
Номинация «Фортепианный ансамбль» (учитель-ученик)»
Лауреат III степени – Арасланова Мария Владимировна и Сарыглар Севил.
Желаем ребятам и преподавателям дальнейших успехов на конкурсах!
Поздравляем детский хореографический ансамбль "Сайзанак" с победой на CXXXXII (142) международном конкурсе "КИТ", который прошёл в 5-6 марта в г. Новосибирске!
Наши ребята и руководитель Ховалыг Шораана Сарыг-ооловна награждены Дипломом лауреата I степени в номинации "Народный танец" и Дипломом конкурса в номинации "За патриотизм и любовь к Родному краю".
Школа гордится вами, дорогие ребята и замечательный руководитель!
3 марта в Республиканской школе-интернате искусств состоялась Шестая открытая музыкально-теоретическая олимпиада, посвящённая 100-летию тувинского композитора Ростислава Докур-ооловича Кенденбиля, его имя с гордостью носит наша школа. Организаторы олимпиады, преподаватели музыкально-теоретического отделения РШИ провели олимпиаду интересно и согласно тематике, по произведениям композитора.
В младшей категории 1 место завоевал Серен-оол Алексей, преподаватель Хомушку У. Б. 2 место – Нончат Милена, преподаватель Серен-оол Ч. Ч. 3 место занял Сотпа Чыргал, преподаватель Чигжит Л. М. За лучшее исполнение отмечена Намчак-оол Арьянмаа.
В средней категории в номинации «За лучшее исполнение песни Р. Д. Кенденбиля» награждена Тулуш Алена, 3 место заняла Донгак Сайлана, 2 место поделили Монгуш Евгения и Ондар Чылгычы, все ученики преподавателя Чигжит Л.М. 1 место занял Донгак Долаан, преподаватель Серен-оол Ч. Ч.
В старшей категории на 1 месте Донгак Арбак, преподаватель Серен-оол Ч. Ч. 2 место заняла Донгак Тарина, преподаватель Серен-оол Ч. Ч. За лучший диктант награждены Донгак Арбак и Ондар Чылгычы.
пресс-секретарь школы Чигдан Н.Д.