Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Имя этого великого композитора, гениального пианиста и талантливого дирижера прозвучало как одно из самых крупных и ярких имен русского искусства. Рахманинову, как и многим его современникам была уготована нелегкая участь изгнанника. Покинув Россию, композитор потерял все, в том числе имение Ивановку, в которую вложил не только все деньги, но и душу. Даже весь свой музыкальный архив, все, им написанное, пришлось оставить.
Расставание с Россией стало для Сергея Рахманинова кровоточащей раной, оправиться от которой он не мог до последних дней.
Отъезд разделил его жизнь на две половины не только географически, но и творчески: за 25 лет в России композитор создал 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», «Литургию св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое. А уехав, на много лет замолчал. Всего в эмиграции он написал 6 произведений, причем 4 были начаты еще в России.
По природе замкнутый, чувствительный, склонный к депрессиям, он первое время за границей вообще не общался с иностранцами, окружил себя исключительно русскими людьми и на контакт с «внешним миром» практически не выходил. Ему было больно и тяжело.
Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую известность
В Америке ему предлагали место главного дирижера двух лучших американских оркестров, но Рахманинов решил отказаться от карьеры дирижера. Зато Америка рукоплескала ему как пианисту-виртуозу. Он играл превосходно! Вначале ему платили гонорары как обычным гастролерам — по 500 долларов за выступление. Но скоро стали платить 1000, 2000, 3000 долларов...
В 1922 году Рахманинов смог купить особняк на берегу Гудзона. И начал примерно треть своих заработков отдавать на благотворительность. А началось все с тех самых посылок с мукой и сгущенкой для знакомых и незнакомых — всех, кто попросит. О масштабах помощи, которую оказывал Рахманинов, знал только очень узкий круг лиц: личный секретарь, который переводил деньги, человек, который составлял списки нуждающихся, и члены семьи. Остальным маэстро казался замкнутым снобом, не стесняющимся задирать планку гонораров, подписывая очередные контракты. Знал бы кто, куда шли эти гонорары...
Рахманинов выступал на благотворительных концертах и в США, и в Европе, оплачивал учебу личных стипендиатов, помогал соотечественникам устроиться на работу, обеспечивал заказы художникам и скульпторам, покупал русскую живопись. Он входил в благотворительные организации, помогающие русским студентам-эмигрантам во Франции и Германии, передавал выручку от концертов на помощь бедствующим русским музыкантам, переводил деньги на конкретные адреса. Например, изобретателю Игорю Сикорскому.
Сикорский жил в Нью-Йорке и фактически нищенствовал. Самолетами в то время мало интересовались: в Америке был кризис. Свои первые самолеты Игорь Иванович конструировал буквально в курятнике. Денег не было совсем.
Однажды Сикорский оказался на концерте Рахманинова в Карнеги-холле. После концерта он в восторге прибежал за кулисы с цветами и... попросил помощи. Рахманинов его узнал, расчувствовался: «Я верю в вас и в ваш самолет и хочу помочь!» И, не раздумывая, подарил ему весь гонорар за свое выступление — 5000 долларов в конверте: «Вернете, когда сможете!»
Когда фашисты вторглись в СССР, Рахманинов поставил условие: весь сбор от каждого третьего концерта идет в фонд помощи Советскому Союзу.
Он по-прежнему не любил большевиков и не принимал советскую власть, но решил, что судьба его страны важнее идеологических разногласий.
28 июня 1941 года композитор обратился к русским эмигрантам: «Независимо от отношения к большевизму и Сталину, истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне одолеть агрессоров». В определенных кругах его даже прозвали «красным».
Остались свидетельства, что Рахманинов хотел побывать с благотворительными концертами в Ленинграде, Сталинграде и Москве. Он начал писать «Сталинградскую симфонию», собирался объявить о своем возвращении в СССР. Но... В 1943 году состояние здоровья Сергея Васильевича резко ухудшилось, врачи обнаружили рак.
В последние дни Рахманинов, редко приходя в сознание, просил жену читать ему сводки с русского фронта. И, узнав о победе под Сталинградом, прошептал: «Слава Богу!»
За несколько дней до своего семидесятилетия, 27 марта 1943 года он утром причастился и ночью, не приходя в сознание, тихо скончался.
«Я русский композитор, - говорил о себе Рахманинов,- моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка -детище моего темперамента, поэтому она -русская».
Материалы из журнала Фома.
12 - 17 марта, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, при поддержке Министерства культуры РФ, прошел Четвёртый международный конкурс исполнителей на ударных инструментах "DRUMTIME".
Монгуш Намзырай, ученик заслуженного работника культуры России и Республики Тыва, преподавателя Республиканской школы-интерната искусств по классу ударных инструментов Валерия Дыртый-оооловича Ондара стал лауреатом конкурса II степени.
Председатель жюри – заведующий кафедрой ударных инструментов в университете города Нови-Сада, профессор Небойша Йован Живкович (Сербия), после первого тура очень хвалил Намзырая, отметил как его лучшего ксилофониста конкурса и подарил ноты своих музыкальных сочинений.
Член жюри, преподаватель музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных и всероссийских конкурсов Михаил Лестов, признал в Намзырае перспективного исполнителя на ударных инструментов и пригласил после окончания школы в свой класс.
Поздравляем преподавателя Валерия Дыртый-оооловича Ондара и концертмейстера Менги Шолбановну Шомбул с успехом!
Санкт-Петербург всегда был культурной столицей России и наши конкурсанты с удовольствием сходили на концерт симфонической музыки, слушали Дворжака и Брамса в знаменитой питерской филармонии, побывали на концерт в джазовой филармонии. Очень сожалели, что не смогли попасть в Мариинский театр, билеты были раскуплены задолго до их приезда.
На фото: председатель жюри Небойша Йован Живкович с Валерием Дыртый-ооловичем и Намзыраем; с членом жюри Михаилом Лестовым; призы Намзырая - диплом лауреата, египетский музыкальный инструмент "Дарбука" и профессиональные барабанные палочки; на концерте в филармонии.
На Международной олимпиады по сольфеджио "ДоРеМиФаСольКа - 2023" в г. Москве отличилась Кан-оол Айслана - ученица преподавателя по классу музыкально-теоретических дисциплин Ураны Болат-ооловны Хомушку!
Айслана стала лауреатом I степени в олимпиаде по сольфеджио для 5 класса, а преподаватель отмечена Благодарственным письмом.
Ещё Урана Болат-ооловна, как педагог, приняла участие во всероссийском (с международным участием) конкурсе "Енисейские фанфары" на создание произведений для детского духового оркестра и была отмечена дипломом лауреата II степени и специальным дипломом за создание оригинального маршевого произведения для духового оркестра.
Вот комментарии Ураны Болат-ооловны к победам на конкурсах:
"..Айслана очень умная, усидчивая, с удовольствием с ней занимаюсь и буду дальше развивать."
"...Марш хорошо получился ещё благодаря огромным стараниям Азианы Анатольевны и наших детишек! Очень многое зависит от дирижёра и исполнителей! Мы то композиторы напишем свои мысли на бумагу, а дальше уж как прочтут и поймут…)))"
Замечательные достижения в копилку к 45-летию школы!
3 марта - 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского - Учителя с большой буквы, создавшего полную, основательную, хорошо приспособленную к нуждам практики теорию обучения и воспитания детей. Учащиеся нашей школы посетили школьную библиотеку «СОШ №1 им. Ю. А. Гагарина» с. Сарыг-Сеп где познакомились с биографией К.Д. Ушинского.
Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В их основу легли принципы постепенного и систематического развития ребенка. В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.
В рамках регионального конкурса для юных пианистов "Хогжумчугеш", в РШИИ им. Р.Кенденбиля были проведены мастер- классы и курсы повышения для преподавателей ДШИ РТ "Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано". Мастер-классы провела Елена Константиновна Нестерова, Заслуженный работник культуры Республики Хакасия, преподаватель высшей категории ДШИ им. А.А. Кенеля по классу фортепиано. Приняли участие учащиеся и преподаватели отделения специального и общего фортепиано.
На площадке РШИ прошла открытая научно-практическая конференция «Башкыга могейиг», посвященная Году педагога и наставника в России и 45-летию школы. Основными целями конференции стали популяризация наставничества и создание педагогического пространства для эффективной системы наставничества в школе.
Инициатором и модератором конференции была Заслуженный работник культуры РТ и первый выпускник школы Людмила Чигжит. Выпускники разных лет: Айланмаа Кан-оол, Кызыл-Маадыр Симчит, Марьятта Бадыргы, Лилия Дамбаа, Чодураа Серен-оол, Аяна Оюн и многие другие решили порадовать слушателей закулисной жизнью своих преподавателей. Они рассказали о Любови Николаевне, как о первом директоре, о Марии Монгушовне, чья роль в становлении школы неоценима. О руководителях школы, которые внесли большой вклад в развитие школы. О становлении художественного отделения вместе с Верой Никитичной Тедорадзе. О Конгар-ооле Борисовиче рассказал Игорь Кошкендей, о роли Башкы в воспитании хоомеистов в Республике Тыва, которые прославили горловое пение на весь мир. А какой интересный получился рассказ о Чечек Хереловне Осур из воспоминаний ее концертмейстера Натальи Лопсан. Марина Лопсан рассказала о преподавателе классического танца Галине Тока. Классный руководитель первого выпуска Клавдия Григорьевна сыграла большую роль в становлении сплоченности класса и в формировании мировоззрения своих учеников.
Каждый доклад нас вернул в наши минувшие дни. Захватывающие рассказы докладчиков имели свою динамику, кульминацию, чем захватили слушателей. В зале шли интересные споры, воспоминания о коллегах. Докладчики провели огромную исследовательскую работу. Каждый докладчик получил сертификат участника конференции. В целом конференция получилась жаркой и интересной. Это хорошее начало для старта года педагога и наставника в России. Для желающих ознакомиться с докладами выпущен сборник, который был передан в библиотеку школы.