Воспитанница художественного отделения Аюна Куулар стала лауреатом II степени Республиканского конкурса «Хуулгаазын бийир». Поздравляем Аюну и педагога Монгуш Алену Артуровну!!!

21 апреля Детская художественная школа с.Тээли Бай-Тайгинского района провела Республиканский конкурс"  Хуулгазын бийир", посвященный светлой памяти Народного мастера "Серебряного кузнеца" Заслуженного художника Тувинской АССР Сергея Хомушкуевича Кочаа.

Конкурс проводился среди учащихся школ искусств на тему тувинских народных сказок. Участвовали 62 учащихся из 9 кожуунов республики. В рамках конкурса организована выставка работ Народного мастера Сергея Кочаа, а также проводился мастер-класс Лидии Монгушовны (вдова Сергея Кочаа) по изготовлению кожаного сосуда «Когээржик».   

Недавно, в ночь на 5 апреля, сердце великого мастера Сергея Хомушкуевича Кочаа остановилось, через два дня после того, как легендарному художнику исполнилось 65 лет

Свою первую работу — фигурку из агальматолита — Сергей Кочаа создал в 12 лет. В дальнейшем руками мастера было сотворено неимоверное количество камнерезных работ, в том числе предметов высшего мастерства — портреты по камню. Тяга к искусству с годами пересилила первую полученную им профессию медика, и уже в 30 лет он стал членом Союза художников СССР, что было очень непросто в те годы, позднее — заслуженным художником Тувинской АССР.

Творчество Сергея Хомушкуевича с годами только ширилось: мастер, обладавший даром разносторонних талантов, работал с агальматолитом, тиснением по коже, металлом, деревом, художественным литьем, терпеливо восстанавливая древние ремесла тувинцев, бесконечно исследуя, действуя по наитию, экспериментируя и обучаясь у каждого из старых мастеров, чье искусство вызывало в нем восхищение. Не было ничего в культуре тувинского народа, что не вызывало бы в нем интерес, желание изучить, при необходимости восстановить и довести до совершенства. Концепция изготовления кожаных когээржиков — древнее искусство тувинцев, была скрупулезно восстановлена им вместе с его учителем — Когелом Саая.

Он никогда не останавливался, всегда искал, к чему еще можно применить природный талант мастера и исследователя. Изучал при этом техники не только тувинских, но и русских и даже иностранных мастеров, доводя технологии выделки шкур, тиснения по коже, чеканки металла — высшего кузнечного мастерства, до совершенства. Его называли «монгун дарган» — «серебряным кузнецом», и ювелирные работы мастера, как и камнерезные, вызывают неизменное восхищение своей филигранностью и изяществом. «Мне всегда хотелось узнать то, чего я не знаю. И чем сложнее, тем лучше. Все, чему бы я ни учился в жизни, когда-то начинает приносить мне пользу. Не было так, чтобы знания прошли впустую», — говорил он сам.

Как истинному художнику, Сергею Хомушкуевичу была присуща широта души, что выражалось в его желании сохранить древние искусства предков, без утайки передать секреты тувинских мастеров подрастающему поколению. Сергей Кочаа вместе с другими бай-тайгинским мастерами передавал свой уникальный, наработанный десятилетиями опыт кызыл-дагским школьникам и студентам профессиональных училищ, разработал учебную программу «Традиционная культура древних тувинцев», не отказывал в обучении молодым, начинающим мастерам, в том числе из других регионов. Мечтал об открытии в родном Кызыл-Даге академической школы народного искусства.

Так же щедро делился своим искусством Сергей Кочаа и с коллегами — народными умельцами из Алтая, Якутии, которые приглашали тувинских мастеров поделиться опытом резьбы по камню, тиснению и чеканки. Сергей Хомушкуевич курировал ювелирные литейные цеха в Онгудайском районе Республики Алтай, которые в свое время помогли установить приглашенные алтайцами тувинские мастера.

Сергей Хомушкуевич активно сотрудничал с Национальным музеем, на высочайшем уровне делая точные копии золотых украшений из скифского кургана «Аржаан-2». Его мастерство позволило желающим прикоснуться к уникальным предметам, воспроизводящим искусство древних скифов, представлять рукотворные сокровища в выездных выставках, давая широкой публике представление о культуре наших предков, над многими загадками которой до сих пор бьются ученые.

При его участии в честь 80-летия тувинской письменности был создан драгоценный «Памятник тувинской письменности» — яркий образец ювелирного технического и художественного мастерства, выполненный в виде субургана, отлитого из чистого серебра с выгравированными пятью алфавитами — орхоно-енисейским, тибетским, старомонгольским, латиницей и кириллицей. Памятник был изготовлен командой тувинских умельцев на добровольные пожертвования жителей республики — Сергеем Кочаа, Владимиром Салчаком, Сергеем Кирилловым, Леонидом Ужуком.

Он искренне любил свое родное село Кызыл-Даг, считая его уникальным местом, селом народных мастеров, подобного которому нет от Урала до Дальнего Востока, не мыслил своей жизни за пределами родных мест. И стремился внести свой вклад в его развитие — не только передавая свое мастерство, но и помочь на административном уровне, используя свои возможности, свое имя, не отказывал людям, которые обращались к нему как к мастеру на все руки и даже по старой памяти за медицинской помощью. Доброжелательный, отзывчивый, любознательный, бесконечно трудолюбивый, с уникальным чувством юмора и философским отношением к бытию — таким он запомнится землякам.

Выставки работ Сергея Кочаа в разные годы проходили в Кызыле, Москве, Барнауле, Улан-Удэ, Красноярске, Кемерове, Томске. Его произведения хранятся в Национальном музее Тувы, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Государственном музее народов Востока, музеях Красноярска, Томска, Барнаула, Новокузнецка, Улан-Удэ.

В этом году Республиканский конкурс детского художественного творчества "Хуулгаазын бийир" проводится 10-й год. Каждый раз конкурс проводился в честь великих художников и камнерезов Тувы.